Об искусстве

Август 11th, 2018 No Comments

Начнем с того, что я не имею никакого художественного специального образования и оцениваю художественные произведения (думаю, как и большинство людей), прежде всего, по принципу: трогает ли меня увиденное, и хотел бы, чтобы это произведение поселилось у меня дома.

За время моей врачебной практики мне приходилось лечить людей, профессионально связанных с искусством (художников, скульпторов, актеров, режиссеров, композиторов и др.), беседовать с ними, пить водку. С некоторыми мы виделись (и продолжаем видеться) часто, у нас сложились приятельские отношения. Беседы с ними, иногда до глубокой ночи (когда в доме выпивались все запасы спиртного, даже соседские – бывало и такое) развивали и формировали мое художественное восприятие, хотя я по-прежнему продолжаю оставаться в этом вопросе дилетантом. Но разве не Булгаковский литературный дилетант – Мастер, создал свой бессмертный роман о Понтии Пилате?!

Всем нам прекрасно знакомо распространенное выражение – искусство врачевания. Следовательно, искусство в полной мере присутствует в нашей профессии и является неотделимой частью нашей жизни.

В известном смысле наука является высшей формой искусства, поскольку здесь совершенство новой идеи не является делом вкуса или моды. И хотя науке явно не достает эмоциональной насыщенности и всеобщей притягательной силы, тем не менее ей внутренне присуща строгость. Различие между требованиями искусства и науки особенно наглядно представлено в творчестве Леонардо да Винчи. Искусство Леонардо прекрасно — это, несомненно. Однако и его научные идеи подчас определялись единственным критерием — красотой. Так в набросках предложенного им летательного аппарата, Леонардо больше внимания уделил оформлению приспособлений, помогающих воздухоплавателям сойти с аппарата на землю, чем самой летательной способности аппарата. Великого художника больше занимала завершенность того, что было доступно восприятию, нежели реализации того, что может понять только посвященный.

Поэтому, как один из тех самых дилетантов, для которых создаются художественные произведения, и имеющий собственную точку зрения на этот счет, я решил открыть страницу, посвященную искусству, чтобы иметь возможность выразить свое отношение к этой удивительно прекрасной стороне жизни и творческим людям, которые этим делом занимаются.

Учитывая то обстоятельство, что мой излюбленный прогулочный маршрут (на протяжении многих лет) проходит через Владимирскую горку к Андреевскому спуску, у меня появилось много знакомых среди художников, выставляющих на алее свои работы. Наши беседы способствовали появлению желания рассказать о них и их творчестве.

Борис Плаксий
Е. Гришковец
Людмила Ивановна Мешкова
Василий Трусов
Олег Трусов
Александр Гураков
Михаил Малюк
Станислав Хохлов
Михаил Раев

Розмова про раціональне харчування https://hromadskeradio.org/programs/rankova-hvylya/na-harchuvannya-ne-potribno-vytrachaty-bagato-groshey-yizha-maye-buty-prostoyu-y-logichnoyu-valeriy-burgonskyy

Интервью ГРОМАДСЬКОМУ РАДІО 04.03.2017
«Как научиться поддерживать иммунитет, не болеть, радоваться жизни».

https://hromadskeradio.org/programs/rankova-hvylya/yak-bukvalno-vstaty-z-pravylnoyi-nogy-porady-likarya

Конференция

Апрель 7th, 2017 No Comments

Уважаемые друзья!

Приглашаем Вас посетить научно-практическую конференцию «Современные аспекты профилактики, лечения и реабилитации в стоматологии», которая будет проходить 26 апреля 2017 г. в рамках Международного стоматологического конгресса.

Место проведения — ВЦ «КиевЭкспоПлаза» (г. Киев, ул. Салютная, 2-Б, метро «Нивки»).

Модератор конференции — Бургонский Валерий Георгиевич — к.мед.н., доцент кафедры стоматологии Института стоматологии НМАПО имени П.Л. Шупика, руководитель рабочей группы АСУ по внедрению лазерных технологий, физиотерапии и традиционной народной медицины в практическую стоматологию.

Программа конференции

Пролетели 2 года со дня смерти (19.12.12) Бориса Ивановича Плаксия.

В этой связи, мне вспоминается такая мудрая мысль: «Мы умираем два раза: первый, когда перестаем дышать, второй, когда некому вспомнить о нас». Так вот, отталкиваясь от этой мысли – Борис ЖИВ!! Я постоянно вспоминаю Его, наши с Ним беседы. И уверен, что не только я о Нем помню. Сколько разбросано по миру мест, где висят Его прекрасные работы, сколько людей имеет возможность ими любоваться, столько есть островков памяти об этом гениальном Человеке!

У меня появилось желание поделиться воспоминаниями о Борисе Плаксие. Историю, которую я хочу рассказать, произошла в конце 70-х годов, как это громко не прозвучит, но, тем не менее, уже – прошлого века. Услышал я ее вначале от человека, по имени С., который нас с Борисом познакомил, а потом Валя (жена Бориса) и сам Борис дополнили ее рядом деталей.

В то время, в СССР, РАЙ был везде! РАЙсовет, РАЙком, РАЙсобес, это теперь… только… АДминистрация… Так вот, несмотря на этот всеобщий Рай, в то время Бориса на пушечный выстрел не подпускали к Союзу художников, в качестве мастерской у него была маленькая комнатка в квартире на Оболони, и жила семья очень скудно. Может, в том числе, и по этой причине, но Борис всегда был внутренне свободен, поскольку, будучи философом, знал, мудрую мысль Вольтера: «Кто не способен быть бедным, тот не способен быть свободным» и руководствовался правилами: «Кто Богу не грешен, царю не ответчик», и «Делайте то, что любите, и вам не придется работать ни дня в своей жизни».

Существовал ограниченный круг людей которые, бывая у Бориса дома, покупали его работы (естественно за символические деньги). Так вот, в числе этих людей был академик В., коллекционер живописи, директор крупного (по тем временам) НИИ, работавшего над закрытыми проектами и расположенном в городе Х. В соответствии с рабочей необходимостью, к академику приехал с деловым визитом немец из ФРГ (как потом выяснилось, тоже страстный коллекционер живописи). В рамках деловых переговоров, академик В. пригласил немца к себе домой и естественно, показал свою коллекцию. Немцу настолько понравились работы Плаксия, что он поставил продолжение переговоров в зависимость от организации встречи с художником. И вот тут началось:

· маршрут западного немца заранее согласовывался в КГБ и город Киев там не значился;

· Борис не член Союза художников, следовательно – не художник, и покупать его работы гражданину ФРГ, представляющему свою страну в официальных переговорах – нонсенс;

· и, к тому же, Борис, как человек, подписавший коллективное письмо протеста против ресталинизации в Украине, и, не «раскаявшийся чистосердечно», формально – диссидент.

Очевидно, что «весовая категория» академика В. позволила в течение недели перебороть возникшие сложности, и немец, в сопровождении академика В., доблестного чекиста (специально выделенного для сопровождения) и переводчицы, в условленный день вошли в Облонскую квартиру Бориса.

Борис, по традиции, к их приходу поджарил картошку, достал из холодильника бутылку водки, квашеную капусту и как гостеприимный хозяин пригласил всех к столу (на крошечной, но бесконечно уютной кухне). Трапезничая, немец не отрывал глаз от стен, поскольку вся квартира (даже туалет) были завешаны авторскими работами (галереи и музеи смотрели совсем в другую сторону, а творческая активность Бориса всегда была колоссальной).

Засиживаться за столом немец был не намерен, и, поблагодарив хозяев за обед, отправился по квартире рассматривать картины. Ходил он, молча, насупившись. Обойдя все несколько раз, довольно долго стоял молча, и потом сказал, что он без купленной картины из квартиры не уйдет, и что цена не имеет значения. На вопрос, что он выбрал, немец указал на небольшую работу, написанную Борисом по сюжету легенды о Дедале и Икаре.

И вот тут, нужно знать Бориса, он снял картину со стены, и со словами: «Дарю», протянул ее немцу. Переводчица посмотрела на Валю, на Бориса, на немца и сказала, что этого переводить не будет, после чего в квартиру пришел «дурдом»: переводчица, вместе с доблестным чекистом, занявшие позицию друзей семьи, стали доказывать, что деньги, в сложившихся обстоятельствах семье не помешают, Борис уперся, заявив – или подарок, или никак и понеслось …

В конце концов, Бориса вместе с академиком В. и чекистом отправили на кухню, а переводчица с Валей и немцем стали складывать цену. Остановились на 5 000 рублей (по тем временам – цена автомобиля).

Со слов академика В., все оставшееся время переговоров и пребывания в стране, счастливый немец с картиной не расставался, повторяя, что эта работа станет украшением его коллекции.

Это ли не иллюстрация к тому, как мало мы еще ценим и знаем своих отечественных гениев.

Закончить этот очерк воспоминаний о гениальном Художнике – Борисе Ивановиче Плаксие, с которым мне посчастливилось много лет прожить в дружеском общении, хочу словами Luciano De Crescenzo:

«We are each of us angels with only one wing. And we can only fly embracing each other» («Каждый из нас ангел, но только с одним крылом. И мы можем летать, только обнявшись друг с другом»).

Михаил Раев

Август 3rd, 2014 No Comments

Раев Михаил Юрьевич

Именно с телефонного звонка, как в сказке Корнея Чуковского, и началось наше знакомство с Михаилом Раевым.

У меня зазвонил телефон. Мужской голос в трубке спросил: «Вы Валерий Георгиевич?». После моего утвердительного ответа мужчина произнес: «У меня для Вас подарок. Я звоню по поручению Олега Р.. Давайте встретимся, и я все объясню». Договорившись о месте встречи и о том, как мы узнаем, друг друга, попрощались.

В условленном месте меня ждал парень с большим пакетом в руках.

— Я художник. Зовут меня Михаил Раев. Олег Р., некоторое время назад, будучи в Киеве и прогуливаясь по Андреевскому спуску, купил у меня картину для Вас в подарок, оставил Ваш телефон, попросил созвониться, и вручить.

— Я поблагодарил Михаила и заметил, что раз картину мне вручает сам автор, то разрешит ли он выбор работы оставить за мной, поскольку висеть она будет у меня дома.

— Михаил утвердительно кивнул и назвал адрес своего сайта www.artmajeur.com/rayev
Я, не откладывая, посмотрел Мишины работы и выбрал «Крыши», которые ассоциировались у меня с Пражскими пейзажами.

Вот так у меня дома появилась приятная теплая работа Михаила Раева.

Раев Михаил Юрьевич родился 31.07.1977р. на Киевщине. Брал частные уроки живописи. Сейчас живет и работает в Киеве. Участвовал в выставках: в Немецком бизнес центре, в ТРК «Глобус», в Верховной Раде Украины, в Москве (Гейзеры подсознания — 8 ) и др.

Ценит открытость души в живописи. Любит яркие и открытые цвета. В большинстве своих работ стремится передавать радость жизни. Жизнь — прекрасна!!

Работы художника находятся в частных коллекциях США, Канады, Бразилии, России, ЕС, Египта, Сирии, Турции, Южной Кореи, Китая.

Михаил надеется, что его работы всегда будут приносить людям хорошее настроение и положительную энергетику.

Пражские пейзажи (из коллекции фоторабот Бургонского В.Г.):

Хохлов Станислав Алексеевич


В истории нашего знакомства имел место любопытный, с моей точки зрения, эпизод.

В начале 80-х, я получил приглашение от Станислава Алексеевича посетить его мастерскую и выбрать одну из работ в подарок (в качестве благодарности за успешно проведенное лечение).

В условленный день, на пару с нашим общим знакомым С., купив водку и закуску, приехали в гости. Станислав Алексеевич поджарил к нашему приходу картошку, и в мастерской стоял восхитительный аромат жареной картошки с луком, переплетающийся с запахом красок.

После короткой экскурсии по мастерской Станислав Алексеевич пригласил за стол.

Утолив физический голод, мне не терпелось утолить «голод эмоциональный» и мы перешли в другую часть мастерской, где хранились картины.

Станислав Алексеевич пригласил нас присесть и стал одну за другой показывать работы. Мое ощущение было двояким: каждая работа была интересна сама по себе, но уверенности в том, что я хочу видеть ее у себя дома постоянно, у меня не было. По мере того, как заканчивались холсты, моя тревога нарастала – на чем остановить свой выбор?

С., видимо почувствовавший возникшее напряжение, обратился к Хохлову: «Стасик, покажи Валерию Георгиевичу ту серию работ, которую я люблю».

После минутной паузы Станислав Алексеевич достал с другой полки холст и, как во время стрельбы – «попадание в десятку». Вся серия мне очень понравилась и именно из нее, я, и выбрал. Что касается моего вопроса, почему она стоит отдельно, и, что с ней не так, я услышал, что у этих работ существует противоречие с единственным, официально признанным общегосударственным творческим методом – социалистическим реализмом, основным постулатом которого была прямая зависимость творчества от мировоззрения, и демонстрация их на выставках может навлечь «громы и молнии» руководства Союза художников.

Зато у меня, уже много лет, эта работа вызывает ощущение гармонии и создает соответствующее настроение.

Родился Станислав Алексеевич в 1936г., в городе Киеве. В 1963г. — окончил Днепропетровское Государственное художественное училище. С 1961г. — начал творческую деятельность. Принимал участие в городских, областных, республиканских и всесоюзных выставках. 14 персональных выставок, а также выставка в Париже «От Карпат до Парижа» в студии Темистокля Вирсты 1998г.

Основные произведения: «Агрессия» 1983г., «Стресс» 1990г., «Фреска» 1991г., серия портретов рабочих, серия пейзажей по Украине.

В 1995г. — издан каталог произведений «Живопись. Станислав Хохлов».

О художнике снято 3 видеофильма.

Произведения художника находятся в музеях: Украины, Польши, а также в частных коллекциях: Украины, США, Великобритании, Германии, Норвегии, Бельгии, Франции России, и других стран.

В 2005г. — художник награжден Почетной грамотой Верховной Рады Украины.


слева на право: Станислав Хохлов, Лауреат Шевченковской Премии – Борис Плаксий, Владислав Бургонский (фото из архива Валерия Бургонского).

Лимарев Анатолий Григорьевич (1929 – 1985)

Мое знакомство с Анатолием Григорьевичем было, к сожалению, очень не продолжительным. Мы познакомились в 1983 году, за 2 года до его ухода из жизни. Кроме встреч, связанных с моей профессией, несколько раз встречались у него в мастерской, у меня дома. Если бы знать наперед, как все сложится, сколько интересного и важного можно было бы обсудить даже за это короткое время. Но никто никуда не спешил, и случилось так, как случилось.

Родился Анатолий Григорьевич Лимарев в г. Амвросиевка (Донецкой области). Окончил Киевский Государственный Художественный Институт (1957), педагог – С. Григорьев. Член Союза художников СССР.

Анатолий Лимарев в экспертной художественной среде признан одним из наиболее выдающихся украинских живописцев. Однако широкой аудитории имя этого художника, увы, мало, о чем говорит. Анатолий Лимарев работал в конце 60-х — начале 80-х годов, и его творчество, не соответствовавшее канонам соцреализма, было вытеснено на обочину советского художественного олимпа. Работы Лимарева не вписывались в официальные украинские экспозиции 70-х годов, в них нет эффектных ситуаций или сколько-нибудь героизированных персонажей.

В 1974 году Лимарев дебютировал в Киеве композицией «Весна». Живописец был полон надежд, радостного подъема, доверия к коллегам. Его весенний пейзаж, увиденный через окно, искрился светом и голубизной. Те, от кого тогда зависели судьбы художников в Украине, с досадой отвернулись от этого окна и весны: Лимарев был, очевидно, талантливее многих, чьи работы, соседствуя с «Весной», пожухли, как вылинявшие обои.

Весна

Посредственность испытывала его изоляцией, но он оставался художником в самом строгом смысле этого понятия. Ему было чуждо циничное отношение к искусству как к средству обретения благополучия. Тем более невозможно представить А.Лимарева приспосабливающим свое мастерство к сиюминутным нуждам общественной конъюнктуры. Чистота его помыслов и поступков была постоянным укором тем, кто давно работал по принципу «чего изволите?», по инерции именуя себя художником. Именно «знатоки» из Худфонда УССР помногу месяцев оставляли его без заказов, унижая безденежьем, истязая полуголодным существованием, объявляя безумцем. От всего этого художник спасался перед холстом. «Нам, оказывается, — говорил Анатолий друзьям, — надо учиться многому. Мы неученый народ и надеемся на свой талант… Надо профессионально решать вопросы, если мы занялись живописью… Раз я заговорил об ответственности, то знаю, за что отвечаю. Пусть каждый знает, за что он отвечает в искусстве».

Его единственная персональная выставка состоялась в 1988 году – через три года после смерти художника. Тогда же, вышел небольшой каталог его работ, со вступительной статьей Александра Найдена – одной из немногих существующих статей о Лимареве. Статей, посвященных Анатолию Лимареву, едва ли наберется десяток. Да и те, что существуют – скорее дружеские воспоминания о нем, нежели попытка глубокого критического анализа его творчества. Впервые, еще в начале 80-х годов, о Лимареве написала искусствовед Ольга Петрова (позже, она опубликовала статью о нем в газете «Зеркало недели», 1999).

Все, кто писал о Лимареве, пытались дать ему короткое емкое определение, одним махом, одним именем обозначить все его творчество.

Ольга Петрова называет его украинским Ван Гогом и «солнцепоклонником». Безусловно, можно говорить не только об идентичности жизненных испытаний и трагического финала, но в первую очередь о дерзком взгляде на солнце, в умении создать «портрет солнца».

Александр Найден видит в работах Лимарева прямое отражение народного искусства.

Вместе с тем, творчество Лимарева и сама его фигура в искусстве значительно сложнее, и не поддаются одному определению. Рисунок написанных им фигур часто груб, угловат, поверхностному взгляду кажется даже непрофессиональным. Но притом, изумляющая раскованность, почти недопустимое (в понятиях человека, прошедшего школу) обращение с краской, которая в чистом виде, из тюбика переносилась на холст и здесь благодаря колдовству А.Лимарева делалась не только цветом, но живой, трепещущей плотью мира!

Автопортрет     В. Солодухин, 1975

Ретроспективный взгляд на творчество мастера позволяет увидеть, что оно шло по пути упрощения сюжетной основы и одновременного обогащения цветовой палитры.

Перед гозой   Памяти М. Вайнштейна, 1982

На реке. Июдь. 1978   Подсолнухи. 1960

Бабы. 1975.     Баба вяжет лук. 1983-1985.

Жрица. Портрет жены.   Венки из одуванчиков. 1985.

Анатолий Лимарев был одним из участников печально известной «Выставки девяти», инициированной молодыми «андеграундными» художниками советской Украины, которым пришлось пятнадцать лет добиваться своей выставки. Их работы не пропускали, правили, не допускали. К моменту открытия выставки в 85 году сами художники стали уже не так молоды, а их творчество не столь радикально – чиновники от искусства добились своего. Сегодня непросто понять, как невинная живопись Анатолия Лимарева – фигуратив с ничем не отличными от соцреалистических сюжетами – могла быть радикальной. Очевидно, она не могла вписаться в регистр советского именно за счет внутренней свободы, легкости, непринужденности.

Однако легкость работ Лимарева имеет ту же природу, что и движения балерин на сцене – на самом деле, он очень тяжело работал над каждым полотном. Работа для Лимарева была смыслом жизни. Он рисовал запоем – как истинный художник не мог не рисовать, воплощая идею о том, что «быть художником – это мука и страдание».

Анатолий Лимарев не мог преступить свои художественные принципы искренности, чтоб заработать. Семья жила на зарплату жены – ставку фотографа в институте Гидробиологии размером в 130 рублей. Он не мог выполнять так называемую халтуру — картины на заказ комбината, Союза художников. Одна из последних работ Лимарева «Падший ангел», образец символизма, немного выбивающаяся из его привычной сюжетности и стиля, была заказной – на месте ангела должен был быть красноармеец. Лимарев отказался от заказа, довершив картину по-своему.

Падший ангел. 1983-85

Возможно, от чрезмерного напряжения у Лимарева развилась психическая болезнь, обострявшаяся по осени. 6 ноября 1985 года, вскоре после закрытия «Выставки девяти», он покончил с собой, проболев около десяти  лет.

_____________________________

*Для написания воспоминаний об Анатолии Григорьевиче Лимареве использованы фрагменты опубликованных о нем статей и фотографии представленных на выставке работ художника.

Доклад АСУ

Июнь 20th, 2013 No Comments
«Согласовано»
Президент АСУ
профессор Павленко А.В.

Основанием для выбора вышеназванных технологий послужили следующие рассуждения:

1. Физиотерапия – одно из важнейших звеньев стоматологической профилактики и реабилитации, входящий в  комплекс восстановительных мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья стоматологических больных.

Принципиальное отличие лекарственной терапии от восстановительного лечения заключается в воздействии первой на патогенетические механизмы заболевания, в то время как медицинская реабилитация ориентирована на саногенетические процессы и адаптацию.

Фармакологическое лечение – это устранение расстройств функции, а медицинская реабилитация – восстановление и улучшение той же функции.

Применение физических агентов позволяет непосредственно воздействовать на патологический процесс, оказывает лечебно-профилактическое воздействие, нередко предупреждая дальнейшее развитие заболевания и его осложнений (является патогенетической).

Виды физиотерапевтического лечения, используемого в стоматологии, представлены в таблице 1:

wg1.png

Указанные физиотерапевтические процедуры оказывают: благоприятное влияние на нервную систему, ее вегетативный отдел; обезболивающее действие; гипосенсибилизирующее действие; седативное действие; противовоспалительное действие; спазмолитическое действие; бактерицидное действие; трофическое действие; миодинамическое действие; иммуноактивирующее действие; улучшают лимфо- и кровообращение; угнетают рост патологических грануляций; улучшают метаболические процессы; повышают сопротивляемость тканей пародонта; нормализуют общее состояние организма;

Приведенные выше выводы основаны на данных литературы, а также проведенных собственных исследованиях, опубликованных в следующих работах:

1. Бургонский В.Г. Специализированная физиотерапия стоматологических больных.- Пути повышения эффективности лечебных мероприятий (Сб. трудов), М.,1979.- С.16-17.

2. Бургонский В.Г. Сучасні фізіотерапевтичні методи лікування захворювань пародонту.-Проблеми остеології.-2001.-том 3, №4.- С. 81.

3. Бургонский В.Г. Оптимизация эндодонтического лечения зубов с помощью внутриканального электрофореза.- Современная стоматология. – 2002.-№3, С.12-15.

4. Бургонский В.Г., Бургонский В.В. Пародонтальная терапия с помощью ультразвуковой Вектор – системы.- Современная стоматология. – 2003.-№2,С.38-40.

5. Бургонский В.Г. Традиционная народная медицина и физиотерапия в стоматологической практике. Возможности и преимущества: Современная стоматология – 2007.-№2, С.74-76.

6. Бургонский В.Г. Водолечение в стоматологической практике.- Современная стоматология, 2007, №4, с. 84-90.

7. Бургонский В.Г. Традиционная народная медицина и современная физиотерапия в стоматологической практике (практическое пособие).- К.: Изд-во Подолина, 2008.- 288 с.

2. Одним из важнейших достижений научно-технической революции является создание оптических квантовых генераторов – лазеров. За годы своего существования лазеры нашли широкое применение во всех отраслях науки и техники.

Широкий спектр биологического действия лазерного излучения (общего – на различные системы и внутренние органы целостного организма и местного – на клеточные элементы ткани), обеспечивает возможность проведения высокоэффективной патогенетической многофакторной терапии различных заболеваний, в том числе стоматологического профиля.

С твердой уверенностью можно сказать, что применение лазеров в стоматологии оправданно, экономически выгодно и является более совершенной альтернативой существующим методам лечения стоматологических заболеваний. Применение лазерных технологий открывает совершенно новые возможности, позволяя врачу-стоматологу предложить пациенту большой перечень минимально инвазивных, фактически безболезненных процедур в безопасных для здоровья стерильных условиях, отвечающих высочайшим клиническим стандартам оказания стоматологической помощи.

Показания для применения лазера практически полностью повторяют список заболеваний, с которыми приходится сталкиваться в своей работе врачу-стоматологу.

Однако для успешного использования лазера в стоматологии, чрезвычайно важно полное понимание принципа действия, показаний, противопоказаний и условий его безопасного применения.

Следует заметить, что НМАПО имени П.Л. Шупика стояла у истоков развития лазерной стоматологии в Украине. Так, в СССР, в середине 70-х годов 20-века были начаты экспериментально-лабораторные и клинические исследования по применению лазеров в стоматологии. Они проводились в лаборатории экспериментальной и клинической патофизиологии ЦНИИС (г. Москва), а также 28 стоматологических клиниках СССР по разработанным ЦНИИС методикам. От НМАПО имени П.Л. Шупика в этих исследованиях принимала участие рабочая группа в составе заведующего кафедрой терапевтической стоматологии, профессора Кодолы Н.А., доцентов Бургонского В.Г., Козловского С.И..

По материалам полученных клинических результатов был опубликован ряд статей, изданы методические рекомендации:

1. Кодола Н.А., Бургонский В.Г., Геращенко О.А. и др. – Использование энергии гелий-неонового лазера в лечении заболеваний слизистой оболочки полости рта и пародонта. – Тез. докл. 3-го Сьезда физиотерапевтов и курортологов Украины, Одесса, 1979, С. 56-57.

2. Кодола Н.А., Козловский С.И., Бургонский В.Г. – Результаты применения гелий – неонового лазера для лечения заболеваний слизистой оболочки полости рта и пародонта – ВДНХ СССР, МЗ СССР. – Материалы Всесоюзного семинара по обмену опытом внедрения гелий-неоновых лазеров для лечения заболеваний слизистой оболочки полости рта и пародонта. – М.,1979, С. 23-24.

3. Кодола Н.А., Бургонский В.Г., Козловский С.И. – Лазеропунктура в сочетании с иглорефлексотерапией в комплексном лечении пародонтоза. – Тезисы докладов Всесоюзной конф. по применению лазеров в медицине. – Красноярск, 1983, С.45-46.

4. Прохончуков А.А., Куклин Г.С., Кодола Н.А., Бургонский В.Г. и др. – Применение лазерной рефлексотерапии в лечении стоматологических заболеваний. – Методические рекомендации. – М., 1989, 18 с.

В последующем, по мере развития и совершенствования лазерной техники, исследования были продолжены на кафедре стоматологии НМАПО имени П.Л. Шупика (заведующий кафедрой – профессор Павленко А.В.). Работа с лазерными технологиями активно внедрялась в учебный процесс, осуществляемый на кафедре. По результатам проведенных исследований были опубликованы статьи:

1. Бургонский В.Г. – Теоретические и практические аспекты применения лазеров в стоматологии. – Современная стоматология.-2007.-№1.- С.10-15.

2. Бургонский В.Г. – Информация о проведенном семинаре, посвященном применению лазерних технологий в стоматологической практике. – Современная стоматология.- 2008.-№1.-С. 135.

3. Бургонский В.Г. – Возможности использования лазерных технологий с целью лечения и профилактики на пародонтологическом и хирургическом стоматологическом приеме.-  Современная стоматология.- 2009.-№5.-С. 64-68.

и изданы методические рекомендации:

«Лазеры в стоматологии» (автор – Бургонский В.Г.), утвержденные Ученым Советом НМАПО имени П.Л. Шупика (протокол №3, от 11.03.2009).

3. Традиционная медицина с ее многоплановой программой природных систем оздоровления уже накопила значительный опыт по коррекции организма человека и его адаптации в новых условиях. И здесь мы ничего не придумываем заново, а лишь используем тот богатейший, накопленный веками опыт самооздоровления и адаптации организма человека в новых для него условиях. Задача традиционной медицины – не только помогать восстановить здоровье человеческого организма, но и эволюционно совершенствовать его функции.

Одной из характерных примет нашего времени стало возрождение народной медицины. Бурное развитие так называемых нетрадиционных методов диагностики и лечения, наблюдаемых во всех развитых странах Европы и Америки, базируется на ряде факторов, наиболее важным из которых является неудовлетворенность населения и врачей качеством и эффективностью медицинской помощи в рамках классической общепринятой медицины. Различное развитие в разных странах получили гомеопатия, акупунктура, остеопатия, психосоматическая медицина, йога и йога-терапия, апитерапия, фитотерапия и др..

Все эти разные, на первый взгляд, нетрадиционные методы лечения объединяет холистический подход к рассмотрению человека и его здоровья. Целое не является механической суммой составных частей – так вкратце можно выразить основную парадигму холизма. Как доказывает практика, именно целостный подход к рассмотрению человека в единстве биологических, психологических, духовных проявлений является наиболее перспективным как для диагностики, так и для лечения.

Следует заметить, что медицина, которая у нас является народной, а по терминологии ВОЗ во всем мире называется «Традиционной», или «Альтернативной», родилась вместе с человеком, все время была рядом с ним, помагала ему и будет ему необходима и полезна во все времена.

По терминологии ВОЗ под традиционной, или альтернативной медициной понимают общую сумму знаний и навыков, в основе которой лежит исключительно практический опыт и наблюдения, которые передаются от поколения к поколению в устной или письменной форме.

30-ая сессия ВОЗ в 1997 году единогласно приняла резолюцию ВОЗ 30.49, которая рекомендовала проявлять интерес к использованию методов традиционной медицины.

Позиция ВОЗ по отношению к народной медицине, ее поддержка со стороны этой авторитетной организации свидетельствует о том, что народная медицина способна решать самый широкий спектр проблем, связанных со здоровьем населения, она имеет полное право на свое самостоятельное развитие, как специфическая отрасль научного знания и практики.

На Всемирном конгрессе по альтернативной медицине был представлен список из 135 существующих методов лечения. В настоящее время количество их продолжает неуклонно расти. В последние годы за рубежом (США) была предпринята попытка классифицировать методы альтернативной медицины (данная классификация является весьма условной и не позволяет систематизировать все имеющиеся методы).

К первой группе средств отнесены традиционные или ставшие традиционными: акупунктура (включая Су-Джок), аюрведа, традиционная китайская медицина (ТКМ), гомеопатия, натуропатическая медицина. В эту группу входят различные традиционные системы оздоровления: отечественные, китайские, тибетские, ведические и тд.

Вторую группу составляют методы биоэлектромагнитного воздействия. В эту группу входят достаточно разнородные подходы. Это различные методы воздействия на акупунктурные точки: электропунктурная рефлексотерапия, электромикроинофорез, аэроионопунктура, электромагнитопунктурная рефлексотерапия, магнитопунктура, светопунктурная рефлексотерапия, лазеропунктура. А так же — биоэнерготерапия, биорезонансная терапия, чрескожная электронейростимуляция, лечение с помощью генераторов особых физических полей (торсионного, микролептонного) и др.

Третью группу составляют диеты, пищевые добавки, фитотерапия и методики здорового образа жизни.

Четвертая группа – методы управления телом и эмоциями, в том числе способы воздействия на организм через органы чувств: управляемая обратная связь, гипноз, бихевиоральная терапия, технологии визуализации и воображения, медитация, рейки, китайская гимнастика и терапия ци-гун, системы управления дыханием, музыкотерапия, арт- и данс- терапия, цветотерапия психоэнергосуггестия, ароматерапия, и др.

Пятая группа – методы лечения с использованием рук. В эту группу могут быть отнесены: мануальная терапия (хиропрактика, остеопатия), постизометрическая релаксация, различные виды массажа (акупрессура, шиатсу, общий массаж, система До-ин, и тд.

Шестая группа – биологические и фармакологические средства. К этой группе относятся: апитерапия; гирудотерапия, лечение средствами минерального происхождения, лечение средствами животного происхождения; клеточная терапия, энзиматическая, метаболическая, кислородная, антиоксидантная, и др.

Эффективность вышеперечисленных методов традиционной народной медицины не вызывает сомнения и многократно доказана различными исследованиями.

Так, по данным Мачерет Е.Л. и Самосюк И.З., лечебными эффектами РТ являются:

нормализация соотношений или усиленное образование некоторых видов нейрогуморальных веществ:

а). стимуляция высвобождения эндорфинов и энкефалинов в  некоторых участках головного и спинного мозга;

б). стимуляция высвобождения (или нормализация) серотонина преимущественно в ядре шва и заднем роге;

в). стимуляция выброса кортикотропина и кортизона в сыворотку крови;

г). нормализация содержания многих компонентов медиаторного обмена (влияние на систему дофамина, ацетилхолина);

д). нормализация соотношений триглицеридов и фосфатидов в сыворотке крови, уменьшение количества холестерина;

е). снижение уровня мочевой кислоты;

ж). нормализация углеводного обмена;

з). нормализация вегетативно-эндокринных функций;

болеутоляющий (аналгезия, реже гипалгия); улучшение микроциркуляции в органах и системах; нормализация артериального и венозного давления; антиспастическое действие преимущественно на гладкую мышечную ткань, в том числе нормализующее влияние на пищеварительный канал, матку; нормализация функции мозга и сердца; повышение иммунитета и резистентности к инфекциям; снижение синдрома абстиненции при наркомании; антидепрессивное и седативное действие и др.

Клинический опыт применения традиционных методов (рефлексотерапии и др.) в комплексном лечении стоматологической патологии нашел свое отражение в работах:

1. Басманов С.Н. Экспериментально-клиническое изучение электроакупунктурной анальгезии: Дис. канд. мед. наук. — К.:б.и.,1979.-182 с.

  1. Бургонский В.Г. Акупунктура как метод обезболивания в стоматологии: Материалы 2-го Всесоюзного съезда анестезиологов и реаниматологов. — Ташкент: Медицина, 1977.-С. 408-409.
  2. Бургонский В.Г. Комплексное лечение больных пародонтозом с включением рефлексотерапии: Дис. канд. мед. наук. — К.: Б.и., 1983.-177 с.
  3. Бургонский В.Г. Рефлекторные методы лечения и обезболивания в стоматологической практике: Современная стоматология. – 2007. — №3, С. 77-87.
  4. Бургонский В.Г. Традиционная народная медицина и современная физиотерапия в стоматологической практике (практическое пособие).- К.: Изд-во Подолина, 2008.- 288 с.
  5. Гальперин Я.Г. Роль народной медицины в III тысячелетии.- Інформоенергетичні технології адаптаційних процесів життєдіяльності на початку III-го тисячоліття: Збірник наукових праць. — Київ–Кривий Ріг: ЗАТ “ЗТНВФ” “КОЛО”,2001.-С.119-122.
  6. Гейкин М.К. Иглоукалывание в стоматологии. — Стоматология, 1962, №6, С.23-30.
  7. Гейкин М.К. Иглотерапия глоссалгии.- В сб.: Научно-практические работы по стоматологии.- Л., 1971, т.2, С. 31-33.
  8. Грохольский А.П., Кодола Н.А., Бургонский В.Г., Чайковский Ю.Б. Нетрадиционные методы лечения в стоматологии.- К.: «Здоров’я», 1995.-С. 3-193.
  9. Евтимов В. Йога: Пер. с болг.- М.: Медицина, 1986, 208 с.
  10. Захаров Ю.А. Индийская медицина. Золотые рецепты: М.: ООО «Проссверяк», 2002.- 480 с.
  11. Здыбский В.И. Рефлексотерапия при заболеваниях зубов и слизистой оболочки полости рта.- Дентальне технологи, 2004, №3-4, с. 44-48.
  12. Здыбский В.И., Погорилец Е.А. Рефлексотерапия при лицевых болях.- Дентальные технологии, 2004, №6, С.16-19.
  13. Киричинский А.Р. Рефлекторная физиотерапия.- К.: Госмедиздат УССР, 1959.-270 с.
  14. Кодола Н.А., Бургонский В.Г. Применение электростимуляции биологически активных точек для лечения и обезболивания в стоматологии // Тез.докл 2й Всесоюзной конференции: Электростимуляция органов и тканей.- К.: «Здоров’я», 1975.- С. 359-360.
  15. Кодола Н.А., Мачерет Е.Л., Бургонский В.Г., Самосюк И.З. Применение иглоукалывания в стоматологии. — Методические рекомендации. — К., МЗ УССР, 1980, 19 с.
  16. Кодола Н.А., Бургонский В.Г., Козловский С.И. Лазеропунктура в сочетании с иглорефлексотерапией в комплексном лечении пародонтоза //Тез. докл. Всесоюзн. конф. по прим. лазеров в медицине. — Красноярск: 1983.- С.125-126.
  17. Кодола Н.А., Бургонский В.Г. Рефлексотерапия в комплексном лечении болезней пародонта.- К.: Здоров’я, 1989.- 125 с.
  18. Мачерет Е.Л., Самосюк И.З. Руководство по иглорефлексотерапии.- К.: Вища школа, 1982.- 302 с.
  19. Мачерет Е.Л., Самосюк И.З., Зозуля И.С. Комплексное лечение неврита лицевого нерва с применением иглорефлексотерапии: Метод.рекомендации.-К.:Б.и., 1980.- 24 с.
  20. Омельянець С.М. Народна медицина. Проблеми та досягнення.- Інформоенергетичні технології адаптаційних процесів життєдіяльності на початку III-го тисячоліття: Збірник наукових праць.- Київ – Кривий Ріг: ЗАТ “ЗТНВФ” “КОЛО”, 2001.- с.126-130.
  21. Самосюк И.З., Лысенюк В.П. Акупунктура. Энциклопедия. – К. – М.: Украинская энциклопедия – АСТ-Пресс, — 1994. – 541 с.
  22. Табеева Д.М. Руководство по иглорефлексотерапии.- М.:Медицина, 1980.-560 с.
  23. Теоретические и клинические аспекты рефлексотерапии и нетрадиционной медицины.- Материалы научно-практической конференции.- К.: «Партнер», 2003, С.3-5.
  24. Эберт Дитрих Физиологические аспекты йоги.- СПБ, 1999/ Пер. с немецкого Р.С. Минвалеева
  25. Эверли Д., Розенфельд Р. Стресс: Пер. с англ.- М.: Медицина, 1985.- 224с.

В числе причин, почему эти технологии не развивались в практической стоматологии Украины, можно назвать основные три:

недостаточная информированность и неверие практических стоматологов в их эффективность;

дороговизна;

отсутствие координирующего начала.

Цель создания робочей группы: разработка протоколов лечения с использованием физиотерапии, лазерных технологий, традиционной народной медицины (рефлексотерапии и др.) и внедрение их в практическую стоматологию.

Задачи которые стоят перед рабочей группой:

1. Провести мониторинг используемых протоколов лечения, наличия соответствующего оборудования в Украине;

2. Разработать стандарты лечения стоматологических заболеваний с использованием физиотерапии, лазерных технологий, традиционной народной медицины (рефлексотерапии и др.);

3. Провести гражданское обсуждение выдвинутых предложений среди членов АСУ;

4. Подать предложения в МЗ Украины для утверждения наработанных материалов;

Организационный принцип работы:

В каждом разделе стоматологии существует ряд нерешенных вопросов, которые могут быть успешно решены с помощью вышеназванных технологий. Группа строит свою работу по принципу взаимодействия и сотрудничества со всеми профильными ассоциациями по мере необходимости и востребованности вышеназванных технологий (Рис 1).

wg2.png

Приглашаем всех желающих к сотрудничеству.

доцент кафедры стоматологии,

Института стоматологии НМАПО имени П.Л. Шупика,

кандидат медицинских наук                                                                       Бургонский В.Г.

Михаил Малюк

Январь 5th, 2013 No Comments
«… Без боли, без слез не бывает побед.
Всегда и за все надо платить.
И цена не бывает слишком высокой …»

«… Он будет другим. И сможет идти дальше.
Может быть, на этот раз он поймет,
что человек никогда не сражается с миром.
Он всегда сражается с самим собой …»

Л. Ривера «Есть только те, кто сражается»




 История знакомства с художником Михаилом Малюком началась с моего друга – Сергея Леонтьевича (надежного, мудрого человека, «медиа-магната», преферансиста, ценителя банного дела …). Именно он, когда-то, дал мне прочесть роман Луиса Риверы – «Змеелов». Нужно сказать, что книга произвела на меня сильное впечатление.

«…— Что для тебя счастье, змеелов? — спросил он себя. — Свобода выбирать, в какую сторону идти? Чувство, которое охватывает, когда удается одолеть особенно опасную змею? Тишина и покой песков? Звездное небо над головой?.. Да, наверное, все это. Это и еще многое другое. Перечислять можно очень долго. Но ведь что-то все равно не дает покоя… Не хватает какой-то малости, чтобы быть по-настоящему счастливым. Это как часы, которые ты видел у людей, живущих в городах. Целая куча каких-то блестящих колесиков и звездочек… Когда это все собрано в правильном порядке, часы оживают и делают то, что они должны делать, — показывают время… Но если их разобрать… Те же колесики, те же звездочки и пружинки. Ничего не исчезло, ничего не сломалось, но это уже не часы, а просто кучка блестящих железяк… Все должно быть верно собрано. Нужно что-то, что заставит работать часы. Так и с моим счастьем. Все есть, но валяется в беспорядке. Нужно это правильно собрать. Но как это сделать? Учитель, наверное, это знал. Но почему-то не захотел рассказать мне. Впрочем, научил он меня многому. Не стоит жаловаться. А может, этому и нельзя научить. Нельзя рассказать… Можно только самому понять. Прочувствовать…»

Я купил на Петровке и прочел все доступные произведения этого замечательного писателя, среди которых был роман: «Есть только те, кто сражается» – прекрасная, мудрая книга, как и все книги Л. Риверы.
Однажды, прогуливаясь по своему традиционному маршруту и проходя мимо Андреевской церкви, мой взгляд поймал что-то, что заставило остановиться. Постепенно в сознании всплыл ответ – взгляд зацепился за картину, которая была словно страницей из романа Л. Риверы: «Есть только те, кто сражается». Конечно, я ее купил. И, конечно, я захотел познакомиться с ее автором – Михаилом Малюком.

Михаил Малюк родился на окраине Ужгорода (бывшее село Дравцы). Здесь вырос и окончил школу (среднюю и параллельно с ней – художественную). Рисовать начал рано. Рисовал каждую свободную минуту – дома, сидя на уроках в школе …
После окончания школы поступил в художественное училище, но через год бросил и пошел работать на машиностроительный завод – нужно было кормить себя и помогать семье (отец умер, когда Михаилу было 9 лет). Потом была служба в армии – механик в вертолетном полку.
Вернувшись из армии, пошел учиться алфрейному искусству («Под альфрейными работами подразумеваются все виды декоративно-отделочных малярных работ, выполняемых для украшения внутренних и наружных поверхностей зданий и сооружений. Художественно-монументальная живопись относится к области прикладного декоративного искусства». «Приёмы и техника выполнения альфрейных работ весьма разнообразны, но все они сводятся к созданию декоративного оформления помещений, в которых живут и работают люди. Поверхности, на которых производят альфрейную роспись и отделку малярными красочными составами, как правило, должны быть подготовлены, обработаны и окрашены высококачественно…» — цитаты из учебника «маляр-альфрейщик»). После окончания учебы, около пяти лет занимался алфрейной живописью – расписывал стены и потолки.
В 1983 году переехал в Киев, где продолжал заниматься алфрейной живописью, постепенно переключаясь на живопись маслом на холсте. В восьмидесятых годах много ездил по миру. Жена уговаривала поселиться в красивом теплом и спокойном месте, но сердце тянуло на Родину. Это несовпадение в понимании жизненных ценностей послужило причиной распада брака.
В 1990 – 1991 участвовал в ликвидации последствий Чернобыльской аварии в составе аварийного отряда.
В 2002 году второй раз женился. Жена – гидробиолог, автор книги о реках Закарпатья, сейчас работает экономистом.
Живет М. Малюк на Сырце в трехкомнатной квартире. Есть мастерская, но работать предпочитает дома, превратив в мастерскую одну из комнат.
Творческое направление: маринист, пишет природу, цветы, изредка портреты.
Как считает Михаил, у Творца (Господа) все точно, красиво, гармонично и задача художника эту гармонию с помощью красок перенести на холст, чтобы украсить жизнь людям.